Пошаговая программа по внедрению инструментов снижения рисков работы с контрагентами.
Что вы получите от внедрения системы минимизации рисков работы с контрагентами:
- Алгоритмы, выполняя которые вы правильно выстроите договорную работу с клиентом с точки зрения безопасности.
- Механизмы безопасной работы с контрагентами на условиях отсрочки платежа либо по предоплате.
- Пошаговый алгоритм проверки контрагента, который позволит отсеять «опасных» клиентов.
- Скрипты действий при невыполнении контрагентом условий договора.
- Актуализацию бизнес-процессов косвенно связанных с договорной деятельностью.
Эта система для организаций малого и среднего бизнеса которые регулярно работают с контрагентами по следующим направлениям:
- оказание услуг — от частных консультаций до аудиторских и консалтинговых компаний;
- оптовая продажа — от посредника до крупных оптовиков;
- магазины — от небольшого интернет магазина до сети;
- производство — от небольшого семейного бизнеса до завода.
Это про Вас?
- Вы периодически заключаете договора с контрагентами, которые преднамеренно не выполняют своих обязательств.
- Вы регулярно и успешно работаете с контрагентом, но когда у него начинаются проблемы, он платит кому-то, но не вам.
- Для того, чтобы принять разовое решение работать с контрагентом или нет, вам приходится обращаться к очень дорогим «консультантам», поскольку ваши сотрудники не умеют этого делать.
- Налоговая вам предъявляет налоговые претензии за вашего контрагента, поскольку он не заплатил НДС, а вы его учли.
- Ряд договоров заключен на такие суммы, что, при невыполнении любого из них, ваша организация обанкротится.
- При просрочке исполнения договора вы каждый раз либо не знаете как поступить, либо постоянно выслушиваете обещания о том, что «завтра все будет», либо обращаетесь в суд, но к моменту получения исполнительного листа с контрагента уже нечего взять.
- Ваши сотрудники периодически вступают в сговор с контрагентами, за откат контрагенты получают очень выгодные условия, а вы недополучаете прибыль.
Если хотя бы один из этих фактов про вас, то внедрение моей системы безопасной работы с контрагентами существенно поможет сократить расходы:
Внедрение системы безопасной работы с контрагентами состоит из следующих этапов:
1.Проведение детального аудита бизнес-процессов и выявление рисков работы с контрагентами — проводится анализ существующих бизнес-процессов связанных с договорной деятельностью и выявляются их недостатки:
- изучается специфика деятельности организации;
- разбираются все произошедшие негативные события связанные с контрагентами;
- анализируются внутренние нормативные документы;
- анализируется деятельность сотрудников;
- разрабатывается индивидуальная программа внедрения системы безопасной работы с контрагентами для вашей организации.
Результат: Детальное понимание, что делаете не так при работе с контрагентами.
2. Организация договорной работы включает общие подходы к заключению договоров в организации, обычно реализуется в виде отдельного документа и включает в себя:
- перечень документов, представляемых контрагентами для заключения договоров;
- порядок рассмотрения и согласования договоров (типовых и не типовых, в обычном и срочном порядке);
- контроль над исполнением договора;
- прием исполненных обязательств по договору.
Результат: Безопасный алгоритм рассмотрения, согласования и подписания договоров в вашей организации.
3. Кредитная политика организации — это видение организации о том, с кем работать и на каких условиях при работе с дебиторской задолженностью, обычно выражается в виде одноименного документа, который включает:
- требования к контрагентам;
- порядок расчета лимитов на контрагентов;
- обеспечение исполнения договора;
- формирование наценки за риск и пользование финансовыми ресурсами;
- контроль за дебиторской задолженностью организации.
Результат: Формализованные требования к контрагентам в вашей организации и алгоритм формирования условий сотрудничества в зависимости от надежности контрагента.
3. Порядок проверки контрагента — включает перечень мероприятий по оценке надежности организации:
- посредством информационно-аналитических систем;
- проверка контрагентов с позиции налоговых рисков (должная осмотрительность);
- сбор и анализ информации из открытых источников;
- оценка оперативными методами.
Результат: Алгоритм проведения оценки надежности контрагента включающий, в том числе, скрипты оперативных методов получения информации о контрагенте.
4. Работа с просроченной дебиторской задолженностью — возможные действия организации по взысканию просроченной дебиторской задолженности (как судебными, так и внесудебными методами):
- работа на стадии краткосрочной задолженности;
- работа на стадии длительной задержки оплаты;
- методы воздействия на контрагента;
- реструктуризация дебиторской задолженности;
- взыскание дебиторской задолженности через суд.
Результат: Алгоритм действий в зависимости от времени просрочки и сложившейся ситуации, скрипты общения с контрагентом и шаблоны писем.
5. Актуализация бизнес — процессов, косвенно связанных с договорной деятельностью:
- кадровая политика в отношении сотрудников, работающих с дебиторской задолженностью;
- антикоррупционные меры в области договорной работы;
- регистрация и учет задолженности;
- инвентаризация дебиторской задолженности;
- порядок действий при наступлении срока возврата;
- анализ эффективности работы с дебиторской задолженностью.
Результат: Письменные рекомендации по изменению указанных бизнес-процессов.
6. Повторное проведение детального аудита бизнес-процессов — проводится анализ эффективности внедренных мероприятий:
- анализируется деятельность сотрудников организации по выполнению внедренных алгоритмов;
- при необходимости вносятся доработки;
- при необходимости проводится обучение сотрудников.
Результат: Оценка эффективности внедренных мероприятий.
Почему это работает?
С рисками работы с контрагентами сталкивается большинство организаций вне зависимости от их размера. На проводимых мной очных семинарах я регулярно общаюсь с сотрудниками служб безопасности предприятий крупного и среднего бизнеса разных отраслей экономики. Мы обмениваемся опытом, рассматриваем случаи реализации рисков работы с контрагентами и анализируем причины случившегося. Применяемые крупным бизнесом методики являются наиболее эффективными: полностью невозможная к взысканию дебиторская задолженность образуется достаточно редко. При проведении консультаций и аудита малого бизнеса я вижу обратную ситуацию: во многих случаях не используются даже элементарные способы снижения рисков, а если они и применяются, то их эффективность невысока. Поэтому мои рекомендации основаны на методиках, применяемых крупным бизнесом, с поправкой на специфику малого и среднего бизнеса.
-
Вы сомневаетесь, нужно ли оно Вам?
- А может быть Вы уверены в том, что в Вашей организации все хорошо организовано? Или вдруг Вы считаете, что затраты на внедрение превысят убытки от не возврата дебиторской задолженности? Давайте не будем гадать, я проведу экспресс-аудит, и вы сами сделаете вывод о том, нужно ли Вам что-то менять. Кроме этого я бесплатно дам несколько рекомендаций, как улучшить работу с контрагентами. Подробнее.