Пошаговая программа по внедрению механизмов снижения экономических рисков:
- Выявление и минимизация рисков;
- Безопасная договорная работа;
- Минимизация рисков, исходящих от сотрудников.
Что вы получите от внедрения системы минимизации экономических рисков:
- Существенное снижение вероятности возникновения непредвиденных расходов.
- Рост прибыли организации в долгосрочной перспективе.
- Уверенность в завтрашнем дне своей организации.
Эта система для организаций малого и среднего бизнеса:
- оказание услуг — от частных консультаций до аудиторских и консалтинговых компаний;
- оптовая продажа — от посредника до крупных оптовиков;
- магазины — от небольшого интернет-магазина до сети;
- производство — от небольшого семейного бизнеса до крупного предприятия.
Это про Вас?
- Вы периодически заключаете договора с контрагентами, которые преднамеренно не выполняют своих обязательств.
- Вы регулярно и успешно работаете с контрагентом, но, когда у него начинаются проблемы, он платит кому-то, но не вам.
- Для того, чтобы принять разовое решение работать с контрагентом или нет, вам приходится обращаться к очень дорогим «консультантам», поскольку ваши сотрудники не умеют этого делать.
- Налоговая вам предъявляет налоговые претензии за вашего контрагента, поскольку он не заплатил НДС, а вы его учли.
- Ряд договоров заключен на такие суммы, что, при невыполнении любого из них, ваша организация может обанкротиться.
- При просрочке исполнения договора вы каждый раз либо не знаете как поступить, либо постоянно выслушиваете обещания о том, что «завтра все будет», либо обращаетесь в суд, но к моменту получения исполнительного листа с контрагента уже нечего взять.
- Ваши сотрудники периодически вступают в сговор с контрагентами, за откат контрагенты получают очень выгодные условия, а вы недополучаете прибыль.
- Периодически принимаете на работу сотрудников, которые уводят клиентов, воруют у вас или формируют негативную психологическую атмосферу в коллективе.
Если хотя бы один из этих фактов про вас, то внедрение предлагаемой мной системы минимизации экономических рисков для малого бизнеса за 3 месяца поможет существенно сократить расходы.
Блок 1. Выявление и минимизация рисков
1.Выявление стратегических рисков организации — проводится анализ стратегии и выявляются факторы, которые могут негативно повлиять на ее реализацию:
- Проведение STEEPLED-анализа.
- Проведение SWOT-анализа.
- Проведение анализа методом 5 сил Майкла Портера.
Результат: Вы понимаете, какие стратегические факторы могут негативно повлиять на деятельность вашей организации.
2.Выявление операционных рисков организации — проводится анализ бизнес-процессов организации и выявляются факторы, которые могут негативно повлиять на них:
- Выявление рисков на основании движении денежных средств.
- Выявление рисков бизнес-процессов экспертными методами.
- Формирование реестра рисков организации.
Результат: Вы понимаете, какие негативные события могут повлиять на деятельность бизнес-процессов вашей организации.
3.Анализ выявленных рисков — проводится анализ выявленных рисков и на основании вероятности и последствий определяется значимость рисков.
- Построение карты рисков.
- Выявление причин и первопричин рисков.
- Выявление последствий и последствий второго порядка рисков.
Результат: Вы получаете перечень значимых рисков с возможными причинами и последствиями.
4.Минимизация выявленных рисков — разработка и внедрение мероприятий или изменений, которые могут исключить, либо снизить уровень риска.
- Избежание риска.
- Передача риска.
- Снижение вероятности или ущерба.
- Принятие риска.
Результат: Вы минимизируете выявленные ранее риски: по каждому значимому риску снижена либо вероятность наступления, либо последствий.
Блок 2. Безопасная договорная работа
- Организация договорной работы содержит общие подходы к заключению договоров в организации, обычно реализуется в виде отдельного документа и включает в себя:
- Перечень документов, представляемых контрагентами для заключения договоров.
- Порядок рассмотрения и согласования договоров (типовых и нетиповых, в обычном и срочном порядке).
- Контроль над исполнением договора.
- Прием исполненных обязательств по договору.
Результат: Безопасный алгоритм рассмотрения, согласования и подписания договоров в вашей организации.
- Формирование кредитной политики организации— это видение организации о том, с кем и на каких условиях работу с дебиторской задолженностью, обычно выражается в виде одноименного документа, который включает:
- Требования к контрагентам.
- Порядок расчета лимитов на контрагентов.
- Обеспечение исполнения договора.
- Формирование наценки за риск и пользование финансовыми ресурсами.
- Контроль за дебиторской задолженностью организации.
Результат: Вы устанавливаете формализованные требования к контрагентам в вашей организации и алгоритм формирования условий сотрудничества в зависимости от надежности контрагента.
- Порядок проверки контрагента включает перечень мероприятий по оценке надежности организации с использованием следующих инструментов:
- Посредством информационно-аналитических систем.
- Проверка контрагентов с позиции налоговых рисков (должная осмотрительность).
- Сбор и анализ информации из открытых источников.
- Оценка оперативными методами.
Результат: Вы получаете алгоритм проведения оценки надежности контрагента включающий, в том числе, скрипты оперативных методов получения информации о контрагенте.
- Работа с просроченной дебиторской задолженностью — возможные действия организации по взысканию просроченной дебиторской задолженности (как судебными, так и внесудебными методами):
- Работа на стадии краткосрочной задолженности.
- Работа на стадии длительной задержки оплаты.
- Методы воздействия на контрагента.
- Реструктуризация дебиторской задолженности.
- Взыскание дебиторской задолженности через суд.
Результат: Вы получаете алгоритм действий в зависимости от времени просрочки и сложившейся ситуации, скрипты общения с контрагентом и шаблоны писем.
Блок 3. Кадровая и антикоррупционная безопасность
- Внедрение политики кадровой безопасности – основные принципы и направления снижения кадровых рисков:
- Выявление кадровых рисков организации.
- Внедрение механизмов формирования лояльности сотрудников.
- Внедрение принципа персональной ответственности.
- Противодействие разглашению информации.
- Внедрение технических средства контроля работников.
- Разработка системы проверочных мероприятий.
Результат: вы получаете набор методик снижения кадровых рисков.
- Анализ и проверка соискателей — внедрение алгоритма оценки соискателей на склонность к правонарушениям и проверка предоставленных ими сведений, в частности:
- Внедрение механизмов оценки профессиональной пригодности кандидата выполнять должностные обязанности.
- Внедрение алгоритмов проверки соответствия данных кандидата, сообщенных им в резюме.
- Выявление негативных качеств характера соискателей.
Результат: отсекаются неблагонадежные сотрудники.
- Внедрение антикоррупционных мер — внедрение мер способствующих минимизации рисков злоупотреблений сотрудниками:
- Выявление коррупционных направлений деятельности организации.
- Идентификацию наиболее коррупционных бизнес-процессов.
- Выявление и анализ коррупционных рисков.
- Разработку мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
Результат: возможность совершения коррупционных правонарушений сотрудниками сильно сокращается.
Почему это работает?
С экономическими рисками сталкивается большинство организаций вне зависимости от их размера. На проводимых мной очных семинарах я регулярно общаюсь с сотрудниками служб безопасности предприятий крупного и среднего бизнеса разных отраслей экономики. Мы обмениваемся опытом, рассматриваем случаи реализации рисков работы с контрагентами и анализируем причины случившегося. Применяемые крупным бизнесом методики являются наиболее эффективными. При проведении консультаций и аудита малого бизнеса я вижу обратную ситуацию: во многих случаях не используются даже элементарные способы снижения рисков, а если они и применяются, то их эффективность невысока. Поэтому мои рекомендации основаны на методиках, применяемых крупным бизнесом, с поправкой на специфику малого и среднего бизнеса.
Вы сомневаетесь, нужна ли Вам предлагаемая программа?
Вы можете быть уверены в том, что в Вашей организации все хорошо организовано? Или вдруг Вы считаете, что затраты на внедрение превысят убытки от не возврата дебиторской задолженности? Давайте не будем гадать, я проведу экспресс-аудит, и вы сами сделаете вывод о том, нужно ли Вам что-то менять. Кроме этого, я бесплатно дам несколько рекомендаций, как улучшить работу с контрагентами. Подробнее.