7 основных правил управления рисками в организации

Вы согласны, что цифра 7 имеет магическое значение? Лично я — да! Поэтому я решил, что идеальным количеством основных правил управления рисками должно стать именно семь. На самом деле их можно перечислить значительно больше, но основных не так уж и много.
Самое парадоксальное, что здесь нет ничего сложного, но порой этими простыми правилами пренебрегают и получают в итоге печальный результат. А между тем, их соблюдение позволяет значительно повысить эффективность деятельности организации, как за счет снижения количества негативных событий, так и за счет минимизации последствий от реализации рисков. Естественно, специфика применения правил в организациях сильно отличается, но общий подход един для всех.

Правило №1: шеф всему голова

Изначально надо усвоить, что именно от руководства организации должна исходить инициатива внедрения риск-менеджмента. Шанс, что это сделает некий сотрудник, конечно, есть, но он ничтожно мал. Руководство должно не только внедрять, но и впоследствии контролировать процесс и показывать своим примером важность управления рисками.

Правило №2: будьте стратегом

Если вы выявили и обезвредили оперативные риски, это еще ничего не значит. Нужно сосредоточиться не только на текущей деятельности, но и уметь прогнозировать будущие события. Факт — большинство банкротств организаций происходит именно из-за того, что организация не учла угрозы, находящиеся далеко в будущем.

Правило №3: делегируйте по назначению

Во многих компаниях процесс управления рисками понимают так: берется сотрудник (или даже целый отдел), на которого возлагаются все обязанности по управлению рисками и который самостоятельно должен выявить и минимизировать все риски. Но только профильные сотрудники знают специфику своей работы, возможные угрозы и способы минимизации своих рисков. Поэтому вовлекайте в процесс управления рисками сами подразделения.

Правило №4: не написал – значит, не было!

Вы можете сколько угодно говорить сотрудникам о том, как важен риск-менеджмент. Но это будет пустой звук и сотрясание воздуха до тех пор, пока вы не пропишете действия, связанные с управлением рисками, в должностных регламентах и инструкциях подчиненных. Интегрируйте процесс самостоятельно, иначе управление рисками будет складываться неэффективно (см. Правило №1).

Правило №5: включайте критическое мышление

Какова вероятность, что завтра ваш офис пострадает от наводнения? А каков риск, что Иван Петров из отдела продаж уйдет к конкурентам вместе с базой платежеспособных клиентов? Управляйте рисками адекватно! Распространенная ошибка — выделяется перечень рисков, подлежащих управлению, и ими всеми начинают управлять ровно до тех пор, пока не закончатся деньги. Необходимо проводить ранжирование рисков по вероятности, последствиям, стоимости и простоте минимизации.

Правило №6: постелите солому

Отранжировав риски, займитесь планированием действий при возможной их реализации. Да, невозможно управлять всеми рисками, да и те риски, которыми управляют, тоже имеют тенденцию изредка реализоваться. Поэтому должны быть прописаны действия, что делать, если что-то произойдет. Инструкцию действий при пожаре, например. Помогает.

Правило №7: ничто не вечно

И риски тоже. Поэтому нужно проводить периодический мониторинг и пересмотр рисков. Некоторые риски появляются, некоторые исчезают. Меняется как их вероятность, так и последствия. Поэтому управление рисками это постоянный процесс. Определите для себя периодичность или факторы, которые должны стать сигналом к новой переоценке.

Вот, собственно, и все основные правила управления рисками. Они не являются исчерпывающими, но они должны выполняться во всех организациях, где внедряется или уже внедрена система управления рисками.