Управление дебиторской задолженностью организации

Дебиторская задолженность организации возникает в следующих случаях:

  • Мы продали товар или услугу с отсрочкой платежа.
  • Мы оплатили или внесли предоплату за товар или услугу, но сам товар или услугу еще не получили.

Процесс работы с дебиторской задолженностью (управление дебиторской задолженностью организации) обычно включает несколько этапов:

  • Принятие решения о заключении договора.
  • Проверка контрагента.
  • Заключение договора.
  • Мониторинг контрагента  и исполнения договора.
  • Принятие работы или услуги по договору.
  • Взыскание дебиторской задолженности.

Каждый из этих этапов должен быть «прописан» документально. В зависимости от размера, специфики и организационной структуры организации пакет документов может сильно различаться. Какой-то организации достаточно положения о договорной работе или должностной инструкции работника, а некоторым организациям необходимы положения по каждому этапу, политики, а также подробно прописать все бизнес-процессы. Те организации, в которых  существует эффективная система управления дебиторской задолженностью, существенно минимизируют свои риски, а именно:

  • Заключение ненужного договора.
  • Увеличение затрат при работе с дебиторской задолженностью.
  • Возникновение кассовых разрывов.
  • Мошенничество со стороны контрагентов.
  • Банкротство контрагента.
  • Получение товара\услуги ненадлежащего качества.
  • Коррупция наших сотрудников при заключении договора.
  • Не выплата задолженности в связи с «нежеланием» контрагента ее выплачивать.

Это далеко не все риски.  Рисков работы с дебиторской задолженностью организации значительно больше. В крупных организациях все эти риски известны и применяются различные методы их минимизации.


Я помогаю внедрять механизмы по управлению дебиторской задолженностью организации, а именно:

  1. Организация договорной работы— включает общие подходы к заключению договоров в организации, обычно реализуется в виде отдельного документа и включает в себя:
    • перечень документов, представляемых контрагентами для заключения договоров;
    • порядок рассмотрения и согласования договоров (типовых и не типовых, в обычном и срочном порядке);
    • контроль над исполнением договора;
    • прием исполненных обязательств по договору.
  2. Кредитная политика организации — это видение организации о том, с кем работать и на каких условиях при работе с дебиторской задолженностью, обычно выражается в виде одноименного документа, который включает:
    • требования к контрагентам;
    • порядок расчета лимитов на контрагентов;
    • обеспечение исполнения договора;
    • формирование наценки за риск и пользование финансовыми ресурсами;
    • контроль за дебиторской задолженностью организации.
  3. Порядок проверки контрагента — включает перечень мероприятий по оценке надежности организации:
    • посредством информационно-аналитических систем;
    • проверка контрагентов с позиции налоговых рисков (должная осмотрительность);
    • сбор и анализ информации из открытых источников;
    • оценка оперативными методами.
  4. Работа с просроченной дебиторской задолженности —  возможные действия организации по взысканию просроченной дебиторской задолженности (как судебными, так и внесудебными методами):
    • работа на стадии краткосрочной задолженности;
    • работа на стадии длительной задержки оплаты;
    • методы воздействия на контрагента;
    • реструктуризация дебиторской задолженности;
    • взыскание дебиторской задолженности через суд.
  5. Актуализация бизнес-процессов, косвенно связанных с управлением дебиторской задолженностью:
    • кадровая политика в отношении сотрудников, работающих с дебиторской задолженностью;
    • антикоррупционные меры в области договорной работы;
    • регистрация и учет задолженности;
    • инвентаризация дебиторской задолженности;
    • порядок действий при наступлении срока возврата;
    • анализ эффективности работы с дебиторской задолженностью.

Вы сомневаетесь, нужно ли оно Вам? А может быть Вы уверены в том, что в Вашей организации все хорошо организовано? Или вдруг Вы считаете, что затраты на внедрение превысят убытки от не возврата дебиторской задолженности? Давайте не будем гадать, я бесплатно проведу экспресс-аудит, и вы сами сделаете вывод о том, нужно ли Вам что-то менять. Кроме этого я бесплатно дам несколько рекомендаций, как улучшить работу с дебиторской задолженностью.

Чтобы записаться на экспресс-аудит напишите мне письмо на vkrupenkov@yandex.ru и оставьте свой телефон. Я свяжусь с Вами в течении одного рабочего дня.