Система минимизации рисков работы с контрагентами

Пошаговая программа по внедрению инструментов снижения рисков работы с контрагентами.

Что вы получите от внедрения системы минимизации рисков работы с контрагентами:

  • Алгоритмы, выполняя которые вы правильно выстроите договорную работу с клиентом с точки зрения безопасности.
  • Механизмы безопасной работы с контрагентами на условиях отсрочки платежа либо по предоплате.
  • Пошаговый алгоритм проверки контрагента, который позволит отсеять «опасных» клиентов.
  • Скрипты действий при невыполнении контрагентом условий договора.
  • Актуализацию бизнес-процессов косвенно связанных с договорной деятельностью.

 


Эта система для организаций малого и среднего бизнеса которые регулярно работают с контрагентами по следующим направлениям:

  • оказание услуг — от частных консультаций до аудиторских и консалтинговых компаний;
  • оптовая продажа — от посредника до крупных оптовиков;
  • магазины — от небольшого интернет магазина до сети;
  • производство — от небольшого семейного бизнеса до завода.

 


Это про Вас?

  • Вы периодически заключаете договора с контрагентами, которые преднамеренно не выполняют своих обязательств.
  • Вы регулярно и успешно работаете с контрагентом, но когда у него начинаются проблемы, он платит кому-то, но не вам.
  • Для того, чтобы принять разовое решение работать с контрагентом или нет, вам приходится обращаться к очень дорогим «консультантам», поскольку ваши сотрудники не умеют этого делать.
  • Налоговая вам предъявляет налоговые претензии за вашего контрагента, поскольку он не заплатил НДС, а вы его учли.
  • Ряд договоров заключен на такие суммы, что, при невыполнении любого из них, ваша организация обанкротится.
  • При просрочке исполнения договора вы каждый раз либо не знаете как поступить, либо постоянно выслушиваете обещания о том, что «завтра все будет», либо обращаетесь в суд, но к моменту получения исполнительного листа с контрагента уже нечего взять.
  • Ваши сотрудники периодически вступают в сговор с контрагентами, за откат контрагенты получают очень выгодные условия, а вы недополучаете прибыль.

Если хотя бы один из этих фактов про вас, то внедрение моей системы безопасной работы с контрагентами существенно поможет сократить расходы:


Внедрение системы безопасной работы с контрагентами состоит из следующих этапов:

1.Проведение детального аудита бизнес-процессов и выявление рисков работы с контрагентами — проводится анализ существующих бизнес-процессов связанных с договорной деятельностью и выявляются их недостатки:

  • изучается специфика деятельности организации;
  • разбираются все произошедшие негативные события связанные с контрагентами;
  • анализируются внутренние нормативные документы;
  • анализируется деятельность сотрудников;
  • разрабатывается индивидуальная программа внедрения системы безопасной работы с контрагентами для вашей организации.

Результат: Детальное понимание, что делаете не так при работе с контрагентами.

2. Организация договорной работы включает общие подходы к заключению договоров в организации, обычно реализуется в виде отдельного документа и включает в себя:

  • перечень документов, представляемых контрагентами для заключения договоров;
  • порядок рассмотрения и согласования договоров (типовых и не типовых, в обычном и срочном порядке);
  • контроль над исполнением договора;
  • прием исполненных обязательств по договору.

Результат: Безопасный алгоритм рассмотрения, согласования и подписания договоров в вашей организации.

3. Кредитная политика организации — это видение организации о том, с кем работать и на каких условиях при работе с дебиторской задолженностью, обычно выражается в виде одноименного документа, который включает:

  • требования к контрагентам;
  • порядок расчета лимитов на контрагентов;
  • обеспечение исполнения договора;
  • формирование наценки за риск и пользование финансовыми ресурсами;
  • контроль за дебиторской задолженностью организации.

Результат: Формализованные требования к контрагентам в вашей организации и алгоритм формирования условий сотрудничества в зависимости от надежности контрагента.

3. Порядок проверки контрагента — включает перечень мероприятий по оценке надежности организации:

  • посредством информационно-аналитических систем;
  • проверка контрагентов с позиции налоговых рисков (должная осмотрительность);
  • сбор и анализ информации из открытых источников;
  • оценка оперативными методами.

Результат: Алгоритм проведения оценки надежности контрагента включающий, в том числе, скрипты оперативных методов получения информации о контрагенте.

4. Работа с просроченной дебиторской задолженностью —  возможные действия организации по взысканию просроченной дебиторской задолженности (как судебными, так и внесудебными методами):

  • работа на стадии краткосрочной задолженности;
  • работа на стадии длительной задержки оплаты;
  • методы воздействия на контрагента;
  • реструктуризация дебиторской задолженности;
  • взыскание дебиторской задолженности через суд.

Результат: Алгоритм действий в зависимости от времени просрочки и сложившейся ситуации, скрипты общения с контрагентом и шаблоны писем.

5. Актуализация бизнес — процессов, косвенно связанных с договорной деятельностью:

  • кадровая политика в отношении сотрудников, работающих с дебиторской задолженностью;
  • антикоррупционные меры в области договорной работы;
  • регистрация и учет задолженности;
  • инвентаризация дебиторской задолженности;
  • порядок действий при наступлении срока возврата;
  • анализ эффективности работы с дебиторской задолженностью.

Результат: Письменные рекомендации по изменению указанных бизнес-процессов.

6. Повторное проведение детального аудита бизнес-процессов  — проводится анализ эффективности внедренных мероприятий:

  • анализируется деятельность сотрудников организации по выполнению внедренных алгоритмов;
  • при необходимости вносятся доработки;
  • при необходимости проводится обучение сотрудников.

Результат: Оценка эффективности внедренных мероприятий.


Почему это работает? 

С рисками работы с контрагентами сталкивается большинство организаций вне зависимости от их размера. На проводимых мной очных семинарах я регулярно общаюсь с сотрудниками служб безопасности предприятий крупного и среднего бизнеса разных отраслей экономики. Мы обмениваемся опытом, рассматриваем случаи реализации рисков работы с контрагентами и анализируем причины случившегося. Применяемые крупным бизнесом методики являются наиболее эффективными: полностью невозможная к взысканию дебиторская задолженность образуется достаточно редко. При проведении консультаций и аудита малого бизнеса я вижу обратную ситуацию: во многих случаях не используются даже элементарные способы снижения рисков, а если они и применяются, то их эффективность невысока. Поэтому мои рекомендации основаны на методиках, применяемых крупным бизнесом, с поправкой на специфику малого и среднего бизнеса.


  • Вы сомневаетесь, нужно ли оно Вам?

  • А может быть Вы уверены в том, что в Вашей организации все хорошо организовано? Или вдруг Вы считаете, что затраты на внедрение превысят убытки от не возврата дебиторской задолженности? Давайте не будем гадать, я проведу экспресс-аудит, и вы сами сделаете вывод о том, нужно ли Вам что-то менять. Кроме этого я бесплатно дам несколько рекомендаций, как улучшить работу с контрагентами. Подробнее.